Как погиб «Отважный»
2017-01-04, 20:25

Во второй половине шестого десятилетия века минувшего военный флот Советского Союза активно пополнялся новейшими кораблями. Среди многообразия боевой техники, поступавшей на вооружение советских моряков, необходимо отметить серию больших противолодочных кораблей 61 проекта. Наряду с мощным вооружением и новейшей электроникой, они выгодно отличались от всех своих предшественников тем, что на данном проекте в качестве главной энергетической установки были использованы не паровые, а газовые турбины. За красивый и гордый силуэт, высокие скоростные качества, мощный и мелодичный рев турбин, американские моряки уважительно называли эти корабли «поющими фрегатами».


Во второй половине шестого десятилетия века минувшего военный флот Советского Союза активно пополнялся новейшими кораблями. Среди многообразия боевой техники, поступавшей на вооружение советских моряков, необходимо отметить серию больших противолодочных кораблей 61 проекта. Наряду с мощным вооружением и новейшей электроникой, они выгодно отличались от всех своих предшественников тем, что на данном проекте в качестве главной энергетической установки были использованы не паровые, а газовые турбины. За красивый и гордый силуэт, высокие скоростные качества, мощный и мелодичный рев турбин, американские моряки уважительно называли эти корабли «поющими фрегатами». За всю свою историю в ряды флота встали два десятка таких боевых единиц. Одним из славных представителей этого семейства являлся корабль Черноморского флота, носивший красивое и гордое имя «Отважный». За десять лет службы он избороздил не одну тысячу миль мирового океана, дважды участвовал в военных конфликтах на Ближнем Востоке и по праву считался одним из лучших и боеспособных кораблей флота.

Летом 1974 года во время плановых учений Черноморского флота «Отважный» в составе отряда кораблей вышел в море. Успешно отстрелявшись торпедами, корабль взял курс на полигон, для проведения ракетных стрельб. В назначенное время он занял назначенную ему точку, команда выполняла мероприятия по подготовке к боевым стрельбам. Около 10 часов утра планомерную боевую работу нарушило сильное сотрясение корпуса корабля. Через несколько секунд в кормовой части корабля, в районе ракетных погребов раздался мощный взрыв, за ним последовал еще один, в результате чего с палубы были, буквально, вырваны ракетная установка и мощные люковые закрытия погребов. Из образовавшегося провала взметнулись огромные столбы пламени. Вскоре корму заволокло дымом, на корабле начался пожар. Корпус корабля получил значительные повреждения, через которые кормовые отсеки стали заполняться водой.

На помощь экипажу «Отважного», который самоотверженно боролся с пожаром и затоплением пришли корабли флота. Через некоторое время произошел взрыв боезапаса корабельного вертолета и авиационного керосина, что весьма усугубило положение. Корабль начал заваливаться на правый борт и погружаться кормой в воду. Через 5 часов борьбы с пожаром и водой, осознавая, что участь аварийного корабля решена, командование отдало приказ об эвакуации команды, после завершения которой «Отважный» полностью ушел под воду Черного моря. Не обошлось без человеческих жертв, в результате трагедии погибли 24 члена экипажа.

Комиссия, проводившая расследования причин гибели, пришла к выводу, что причиной взрывов послужило несанкционированное срабатывание двигателя ракеты, находящейся на хранении в погребе. Так же было сделано заключение, что такой масштабной трагедии, приведшей к гибели корабля и людей, можно было избежать, если бы непростительная трусость и слабоволие одного человека. Когда корабль готовился к стрельбам, находившийся на посту по обеспечению контроля состояния ракет в погребе мичман, увидел пламя сработавшего двигателя. Вместо того чтобы включить систему затопления погреба и доложить на командный пункт о происшествии, он бросил пост и, спасая свою шкуру, убежал со своего поста. Расчеты показали, что первый взрыв произошел спустя 18 секунд после запуска двигателя ракеты. Если бы мичман, дежуривший в погребе, вовремя включил систему водяного пожаротушения, возгорания и взрыва можно было избежать.

Впоследствии, после обследования затонувшего корабля, командование флота приняло решение оказаться от его подъема. Водолазы провели демонтаж наиболее ценного и секретного оборудования, а корпус «Отважного» был подорван.

Добавил: pticelov58 | | Теги: море, трагедия, случай, Военные корабли
Просмотров: 948 | Рейтинг: 1.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]